Центр развития творчества детей и юношества «Можайский» был создан в системе образования Западного округа как учреждение дополнительного образования детей в апреле 2005 года, и с основания одним из приоритетных направлений деятельности для себя выбрал пропаганду противопожарных знаний среди детей и подростков.
Одним из социально-значимых и актуальных вопросов современности является формирование культуры безопасности как составляющей социальной культуры. Современное общество должно быть безопасным. Нам близко определение личности безопасного типа, предложенное Л.И.Шершневым: «это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, своё предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу и сохранением жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям во имя высоких идеалов защиты Отечества, уважающего свою историю и традиции своей Родины».
Как любое государственное учреждение мы выполняем социальный заказ государства, а он гласит: в ст.25 федерального Закона «О пожарной безопасности» говорится об обязательном обучении детей и подростков мерам пожарной безопасности в соответствующих учреждениях. Ни для кого не секрет, что по вине детей происходит каждый третий пожар в жилом секторе, и на сегодняшний день отсутствует система обучения мерам пожарной безопасности среди обучающихся.
На каждом этапе развития деятельности ОЭП были поставлены определенные задачи, выполнение которых способствовало созданию модели системы обучения навыкам пожарной безопасности детей и подростков в условиях дополнительного образования.
А главное, мы сформулировали свое понимание термина «обучение детей и подростков пожарной безопасности в условиях дополнительного образования» на основании рассмотренных составляющих его структурных компонентов. Данное понятие является ключевым при построении всей концепции нашего исследования. На основании выделенных существенных признаков составляющих компонентов, под обучением детей и подростков пожарной безопасности в условиях дополнительного образования предлагается понимать педагогический процесс, специально организованный и систематичный, направленный на формирование знаний о пожарной безопасности, умений следовать правилам пожарной безопасности, навыков оптимального действия при пожаре, опыта социального взаимодействия и социальной активности, а также определенных личностных качеств, характеризующих личность пожаробезопасного типа поведения, осуществляемый с использованием всего потенциала дополнительного образования детей в рамках дополнительных образовательных программ, культурно-досуговых, лагерных программ, разработанных в детском образовательном учреждении, опираясь на взаимодействие с Всероссийским добровольным пожарным обществом, ГУ МЧС и другими социальными партнерами.
В результате деятельности определилась роль ЦРТДиЮ «Можайский» как головного учреждения в рамках ОЭП, обладающего определенными материально-техническими, кадровымии программно-методическими ресурсами по обучению навыкам пожарной безопасности, которыми с удовольствием делимся с участниками экспериментальной сети.
Результатами ОЭП на сегодняшний день можно считать:
1. Модель, отработанная и вполне транслируемая на любое образовательное учреждение.
2. Нашим продуктом являются также созданные программы деятельности (как основные, так и поддерживающие) по обучению мерам пожарной безопасности (это иобразовательные, и культурно-досуговые, и информационно-образовательные, профильные лагеря, программа работы с семьей, с социальными партнерами).
3. Учебно-методические комплексы по организации и проведению отдельных мероприятий в системе обучения навыкам пожарной безопасности.
И программы, и учебно-методические комплексы может использовать любое образовательное учреждение с любым контингентом детей (любого возраста и уровня мотивации). Сегодня наши программы реализуются в ОУ Западного округа, технологическом колледже № 21 ВАО, в ДООЦ «Истра» ЦАО, где мы работали с детьми школы девиантного поведения.
Наши профильные программы уехали в детские образовательно-оздоровительные Центры Владимирской и Нижегородской областей, в Вологодскую область, ими заинтересовался Детский Учебный центр МЧС (который сейчас активно строится под Саранском).
Все эти материалы получили высокую оценку и с методической точки зрения (Гран-при Всероссийского конкурса программи научно-методических разработок «Наука и практика обеспечения детского и молодежного отдыха», 2009 г) и у профессионалов (Лауреаты 8-й Международной специализированной выставки «Пожарная безопасность 21 века» в номинации «Лучшие материалы и наглядные пособия по организации обучения населения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганде» 2009 г, стали участниками кооперации Федерального центра наука и высоких технологий», 2010 г.)
Система обучения навыкам пожарной безопасности предполагает выстраивание определенных отношений не только с участниками эксперимента, но и с социальными партнерами, использование их потенциала и ресурсов, причем качество этих отношений должно меняться от этапа к этапу.
А так как проблема пожарной безопасности остается актуальной и по сей день, и практически все ОУ-участники ОЭП изъявили желание работать дальше в режиме эксперимента, то мы надеемся на развитие нашего эксперимента, но уже в режиме ГЭП по теме «Социум. Культура. Безопасность», где мы сможем активнее и продуктивнее использовать возможности социума для формирования навыков пожарной безопасности у обучающихся, которые должны привести к созданию единого безопасного пространства.
В любом случае мы думаем, всем это сотрудничество принесет пользу, т.к бесценнее жизни нет и важно научиться жить в безопасности.
Директор ГБОУ ЦРТДиЮ «Можайский»
ЭЮБОВА Людмила Викторовна